С чего начать внедрение системы менеджмента качества в организации? Часть 2.

By | Февраль 20, 2017

Итак, в первой части мы выяснили, что начальным действием, необходимым для успешного внедрения системы менеджмента в организации является налаживание механизмов выявления требований потребителей и требований государства. И это нужно делать непрерывно.

Помимо постоянного выявления и анализа требований, вы, как руководитель, должны выделять ресурсы для изменений в компании. Даже зная требования, мы не всегда сможем их выполнить. Для этого нам нужны квалифицированные сотрудники. Недостаточно иметь «просто хорошего инженера», «хорошего продавца», «хорошего технолога». Это должны быть специалисты, способные реализовывать требования.

Если немного отступить в сторону, то современная концепция менеджмента качества родилась тогда, когда качество стало восприниматься не как массовое явление, а как индивидуальное, нацеленное на требования конкретного потребителя. Для производства это означало максимальное сокращение сроков от выявления того, что надо потребителю, до отгрузки (поставки) товара или услуги. Потребовалась система, обеспечивающая гибкость производства (например, TPS).

Возвращаемся к нашей организации… Нам нужны не просто квалифицированные работники, способные выполнять требования – нам нужна система, которая бы обеспечивала предприятие такими специалистами в любой ситуации. Например, если кто-то заболел или уволился, то при системном подходе к менеджменту мы получим адекватную замену в короткие сроки.

Это может быть распространено и на другие виды ресурсов, которые в новой версии ИСО 9001 обозначены как «инфраструктура» и «среда для функционирования процессов».

Итак, два важнейших фактора, обеспечивающих качество продукции, — определение требований потребителей и государства, а также способность предприятия их реализовывать за счет соответствующих ресурсов.

Помимо этого, для изготовления качественной продукции, соответствующей требованиям потребителей и требованиям документации, необходимо на входе иметь исходный материал, сырьё, комплектующие изделия. Причем постоянно, в любой момент времени. Это и есть требование системной организации бизнес-процессов. Однократное и случайное обеспечение соответствия всем требованиям может быть достигнуто и случайным образом. А постоянное, непрерывное – только с помощью системы. Для примера рассмотрим стрельбу. Попасть в «яблочко» может любой человек. Но скорее всего он сделает это случайно. И разброс попаданий у непрофессионала будет значительно больше. Профессиональный стрелок гораздо чаще будет попадать в цель, поскольку он больше натренирован, учитывает максимально количество факторов при стрельбе, то есть имеет более зрелую внутреннюю «систему управления».

То же самое происходит и с системой менеджмента – ее зрелость определяется тем, сколько факторов мы учитываем и насколько системно ими управляем.

И здесь важно вспомнить про цикл Шухарта-Деминга PDCA, когда мы первым делом планируем наши действия, затем осуществляем их, анализируем полученные результаты с точки зрения запланированного и вносим изменения, если есть отклонения от результата. Такое постоянное улучшение приводит к тому, что система становится более зрелой.

Итак, резюмируем всё, что мы рассмотрели в двух частях и еще раз перечислим действия для успешного внедрения СМК в организации:

— определить требования потребителей и требования со стороны государства (законодательные, отраслевые);

— выделить необходимые ресурсы – в первую очередь, квалифицированный персонал, способный выполнить требования, а не просто хорошие работники;

— обеспечить наличие высококачественных исходных материалов, сырья, комплектующих;

— выстроить системный подход к управлению компанией на основе цикла PDCA.

Разумеется, всё это красиво смотрится и звучит, но на практике реализуется не слишком просто.

Следите за нашими публикациями на сайте, скачивайте бесплатные материалы и внедряйте информацию в действие!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *