Сколько стоит внедрение СМК по ISO 9001 в компании?

By | Февраль 20, 2017

Стоимость внедрения системы менеджмента качества – это первое, что хотят узнать руководители организации перед началом проекта. Сложность заключается в том, что на первом этапе трудно дать точную оценку того, в какую сумму обойдется разработка и внедрение системы менеджмента качества. Это зависит от многих факторов, и чем лучше вы знакомы со стандартом ISO 9001, тем легче будет определить «вилку» цен и сделать более точную оценку проекта.

Что влияет на стоимость проекта?

Стоимость проекта зависит, в первую очередь, от сложности организационной структуры компании и количества бизнес-процессов, протекающих в них. В большинстве случае у малых организаций бизнес-процессы организованы проще, соответственно и внедрение системы менеджмента качеству обойдется дешевле, чем в крупных компаниях.

Давайте рассмотрим некоторые ключевые аспекты, от которых будет зависеть общая стоимость проекта.

  1. Получение знаний и обучение сотрудников.

Самое важное, что вы получите в ходе реализации проекта по внедрению СМК – это знания ваших сотрудников. Причем эти знания будут востребованы и после завершения проекта, когда необходимо поддерживать созданную систему в рабочем состоянии. Вашим сотрудникам нужно проходить специализированные тренинги, читать тематические книги, журналы, статьи. Цена на тренинги может быть очень высокой. А может лучше остановиться на онлайн-курсах по менеджменту качества и сэкономить деньги компании? То же самое касается и книг. Не всегда целесообразно покупать литературу в бумажном варианте, лучше – создать электронную библиотеку.

  1. Внешняя поддержка

Иногда прохождения тренинга, курсов или прочтения книг по качеству недостаточно для того, чтобы выполнить проект по внедрению СМК. Если у персонала организации недостаточно опыта работы с ISO 9001, вам, вероятно, потребуется помощь консультанта. В этом случае снова стоит обратить внимание на онлайн-консультации, которые обойдутся значительно дешевле, чем работа со специалистами крупной консалтинговой компании. Самая большая ценность в привлечении внешних консультантов – это то, что проект будет развиваться быстрее, вы не застрянете в рутине и грудах ненужной документации. Однако имейте в виду, что только ваши сотрудники, а не консультанты вместо них, смогут эффективно внедрить работоспособную систему качества.

  1. Затраты на персонал

Этим аспектом руководители часто пренебрегают. Однако работа по внедрению системы менеджмента качества – это дополнительная нагрузка на ваших сотрудников, которые будут заниматься проектом в дополнение к своим основным обязанностям. И это также можно отнести к скрытым затратам. Многим руководителям это не понравится – кому захочется видеть менеджеров или инженеров, которые разрабатывают обязательные документы по ISO 9001 вместо того, чтобы заниматься своей работой? Поэтому важно соблюдать баланс привлечения внешней поддержки и использования внутренних ресурсов в проекте.

  1. Затраты на сертификацию

Проект нельзя назвать полностью завершенным до тех пор, пока организация не получит сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (или ISO 9001:2015). Стоимость процедуры сертификации зависит от количества сотрудников организации и области применения системы менеджмента качества (наличие филиалов, представительств, удаленных производственных площадок и т.д.). Один из путей снижения затрат на сертификацию – это сужение области применения СМК до ключевых процессов и подразделений. Но это возможно не всегда. Еще один момент – это выбор органа по сертификации. Известные зарубежные органы по сертификации (TUV, SGS, Bureau Veritas и др.) обойдутся вам недешево. Всё зависит от амбиций и цели организации. Иногда достаточно прохождения сертификации в каком-либо из местных органов, что будет значительно доступнее по деньгам.

  1. Затраты на поддержание системы после внедрения и сертификации

Их, разумеется, можно и не относить непосредственно к затратам на внедрение СМК, но про них не стоит забывать, когда начинается проект. Как только вы пройдете сертификационный аудит, вашей организации нужно будет ежегодно в течение трёх лет проходить наблюдательные аудиты, а затем и ресертификацию СМК. Как правило, это стоит дешевле, чем сертификация. Тем не менее нужно внимательно уточнять эту информацию в органе по сертификации.

Итак, подведем итоги.

Внимательно оценивайте ресурсы и возможности организации перед началом проекта по разработке и внедрению СМК. Бросать проект на середине пути из-за нехватки ресурсов – не лучший вариант. Вы столкнетесь с большим количеством препятствий, проблем, сопротивлением сотрудников, однако тщательный анализ, проведение дискуссий и совещаний с коллегами и рабочей группой по проекту, принятие взвешенных  решений помогут вам оценить стоимость проекта, финансовые возможности организации и дойти до конца пути!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *